14:14 Голод, холод и поэзия… | |
«У этой правды есть адреса, номера телефонов, фамилии, имена. Она живет в ленинградских квартирах, часто с множеством дверных звонков – надо только нажать кнопку, возле которой значится фамилия, записанная в вашем блокноте. Ожидавшая или не ждавшая вашего посещения, вашего неожиданного интереса, она взглянет на вас женскими или не женскими, но обязательно немолодыми и обязательно взволнованно-оценивающими глазами. «Кто? Почему? Зачем это? Проведет мимо соседей к себе и скажет тоже почти обязательное: «Сколько лет прошло…забывается все…». Алесь Адамович, Даниил Гранин. «Блокадная книга». Они лукавят. Или потому что стесняются любопытных гостей, или потому что хотят забыть это страшное время, а мы каждый год напоминаем. Ежегодно, 70 лет – восхищаемся, сочувствуем, переживаем, удивляемся, плачем и радуемся, что нас не было в то время. Что мы всего лишь слушатели, а не очевидцы. Почти 900 дней (8.09.41 по 27.01.44) Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни небывалой истории блокады. Самым тяжелым испытанием для осажденного города был голод. Артиллерийские обстрелы и авиационные налеты унесли несравненно меньше жертв, чем длительный голод, усугублявшийся в холодное время крайним недостатком топлива. Ленинград не только выдержал осаду, но и победил врага. Вся страна, весь советский народ пришли на помощь осажденному городу. Количество погибших, снарядов, бомб, разрушенных зданий – эти цифры обсуждают из года в год. Дневники людей в осажденном городе опубликованы не в одной книге, но до сих пор есть что вспомнить, рассказать и удивить. В семьдесят первую годовщину снятия ленинградской блокады - 27 января - во многих учреждениях образования и культуры отмечали эту дату. В Центральной библиотеке им. А.М Каутского к этому событию подошли по-особому. В Год литературы библиотекари неслучайно выбрали тему встречи с шестиклассниками школы им. М.А. Погодина «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», посвященную Дню снятия блокады и юбилейным датам со дня рождения Ольги Берггольц и Веры Инбер. Произведения этих двух поэтесс в годы блокады были для многих людей духовной пищей. Голос Ольги Берггольц звучал из радиоприемников в холодных квартирах ленинградцев, где лежали голодные и больные люди. И только голос поэтессы связывал их с миром: «Что может враг? Разрушить и убить. И только то? А я могу любить, а мне не счесть души моей богатства, а я затем хочу, и буду жить, Чтоб всю ее, как дань людскому братству, на жертвенник всемирный положить!». Берггольц верила, что идеалы духовно-нравственных и эстетических вершин, рожденные в блокадном Ленинграде, нетленны, что они будут помогать людям, строить свою жизнь и после войны, способствовать развитию личности и «людского братства». Поэзия В. Инбер – прямое продолжение дневников и статей, то есть документалистики и публицистики. Это поэзия, направленная на то, чтобы быть прочтенной вслух - здесь же, в осажденном городе, как можно точнее передать происходящее. Она давала надежду, поддерживала, лечила. По словам самой Инбер, стих должен быть боеспособен. Под звуки «Ленинградской» симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича шестиклассники, затаив дыхание, смотрели «блокадный» видео-ряд, подготовленный библиотекарями для этой встречи. Страшные фотографии разрушенного города с ослабленными людьми, рыщущими по улицам в поисках еды, сгорбившимися под тяжестью санок с больным или умершим родственником, дерущимися за «воробьишку» – ставшего впоследствии ужином… Все эти картинки мелькали на экране, отражаясь в глазах погодинцев такими значимыми для любого человека качествами – сочувствием, болью, переживанием и гордостью. Именно гордостью за свою страну, народ, подвиг русского солдата и героизм жителей блокадного Ленинграда. А что может быть важнее для подрастающего поколения в такое тревожное и непонятное многим время. Любить свою родину, помнить ее историю и вносить весомый вклад в ее становление. Анна Петрушенко, МБУК «ЦБС г. Полярный» | |
|
Всего комментариев: 0 | |