Главная » 2016 » Март » 17 » Эпоха Петипа
13:43
Эпоха Петипа

15 марта в школе № 280 н. п. Оленья Губа для учащихся 8 класса прошел час информации «Эпоха Петипа» .

Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2018 году 200-летия со дня рождения балетмейстера Мариуса Петипа. В документе отмечается, что решение принято, «учитывая большое значение творчества Петипа для отечественной и мировой культуры».

Имя Мариуса Петипа известно каждому, кто хоть немного знаком с историей балета. Всюду, где сегодня существуют балетные театры и школы, где показывают фильмы и телепередачи, посвященные балету, издают книги об этом удивительном искусстве, знают и чтят этого человека. Хотя он и родился во Франции, но всю свою жизнь проработал в России и является одним из родоначальников современного балета.

Петипа однажды признался, что с самого рождения вся его жизнь была связана со сценой. Музыкальные способности Мариуса были замечены очень рано. В шестнадцать лет он стал танцовщиком и балетмейстером в Нанте. Правда, проработал там всего год и затем вместе с отцом отправился в свое первое заграничное турне в Нью-Йорк. Но, несмотря на сопутствовавший им чисто коммерческий успех, они быстро уехали из Америки, поняв, что там некому оценить их искусство.

Вернувшись во Францию, Петипа понял, что ему надо получить более глубокое образование, и стал учеником знаменитого хореографа Вестриса. Занятия быстро дали результат: всего через два месяца он стал танцовщиком, а позже и балетмейстером в балетном театре города Бордо. С этого времени Петипа начал традиционную жизнь балетмейстера, меняя труппы и театры. В 1847 году Петипа был приглашен в Петербург и заключил контракт с дирекцией императорских театров. Уже первое выступление на русской сцене завершилось триумфальным успехом. Присутствовавший на балете император Николай I был так восхищен, что прислал балетмейстеру именной перстень с бриллиантами. Так началась работа Петипа в России.

С 1855 года Петипа начал преподавать в Петербургском театральном училище. В 1858 году он поставил одноактный балет «Брак во времена Регентства» Пуни. С него и началась его деятельность как балетмейстера. Петипа реформировал классический балет и из искусства принимать определенные позы, превратил его в хореографическое повествование. Для каждого артиста он подбирал свою гамму движений, позволявшую показать их индивидуальность. Танцовщик был для него, прежде всего актером, который должен был передать свои переживания средствами танца.

В 1862 году Петипа прославился постановкой «Дочери Фараона»,  поразившей зрелищностью и танцевальным богатством. В этом же  году Мариус Петипа официально был назначен балетмейстером Петербургских императорских театров, а с 1869 года стал главным балетмейстером. Это место он занимал до 1903 года. Среди его балетов: «Царь Кандавл», «Дон Кихот»,  «Баядерка», которая стала первым шедевром Петипа.

Вершин академизма и симфонизации танца Петипа достиг в балетах Петра Чайковского «Спящая красавица» 1890; «Лебединое озеро» 1895 и Александра Глазунова «Раймонда» 1898.

В 1894 году Петипа принял русское подданство. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки. Последние годы творчества великого балетмейстера были омрачены отношением к нему нового директора императорских театров Владимира Теляковского. Уволить Мариуса Петипа он не мог, так как поклонником творчества артиста был император Николай II, но стал чинить препятствия в постановках, вмешиваясь в творческий процесс и делая замечания. Мариус Петипа жил в Петербурге до 1907 года, а затем по настоянию врачей уехал вместе с семьей в Крым, в Ялту, где провел остаток своей долгой жизни.

Во время рассказа библиотекарей  демонстрировались слайды о творчестве Петипа.

По материалам сайта krugosvet.ru подготовила Ирина Ходасевич, заведующая сельской библиотеки.

Просмотров: 554 | Добавил: biblyzato2005 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: