Михаил
Алексеевич Бибеев родился в 1904
году в селе Огарево Елатомского уезда Тамбовской губернии в
многодетной крестьянской семье.
Детство было трудное, и в предвоенном 1913 году подростка направили в Баку к старшей сестре. Там Михаила определили "в люди”: сначала рассыльным,
затем учеником столяра, а потом помощником повара на пароход "Кетте”. Вскоре стал кочегаром на корабле " Алейдаре Усейнове”. Любовь к морю и морским
плаваниям привели юношу в морской техникум, по окончании которого Бибеев стал штурманом дальнего плавания. Он много плавал на Каспии, затем
перевелся на Балтику.
В сентябре 1933 года Михаил Алексеевича Бибеева, как лучшего командира лодки, направляют на учебу в Военно-морскую академию.
Для человека, не закончившего ранее военно-морское училище, случай уникальный. Но М.А. Бибеев оправдывает доверие командования. Его,
еще
слушателем академии, назначают вторым командиром на подводную лодку "Щ-
проникла Северным морским путем на Дальний Восток. В 1941 голу, досрочно окончив Военно-морскую академию, М.А.Бибеев получает назначение
на Северный флот и вступает в
командование подводной лодкой "Д-
заводе №189 (Балтийский судостроительный завод), заводской номер 179. Спущена на воду 12 июля 1929 года. 14 ноября 1931 года вошла в
состав Московских сил
Балтийского моря.
Летом 1933 года под командованием К.Н. Грибоедова в составе экспедиции специального назначения ЭОН-2 Д-3 была переведена по Беломорско-
Балтийскому
каналу в Мурманск и 21 сентября1933 года вошла в состав Северной
военной флотилии.
В феврале 1938 года в районе острова Ян-Майен под командованием старшего лейтенанта В.Н. Котельникова лодка обеспечивала связь между
кораблями
экспедиции по снятию с льдины папанинцев.
Начало войны Д-3 встретила под командованием капитан-лейтенанта Филиппа Васильевича Константинова в составе 1-го дивизиона бригады
подводных лодок,
проходя мероприятия по плану боевой подготовки в губе Мотка.
24 июня впервые вышла на боевую позицию, но первое соприкосновение с противником произошло лишь в третьем боевом походе - 19 августа
в районе Перс-фьорда лодка безуспешно атаковала конвой в
составе 2 транспортов и 3 сторожевых кораблей.
26 сентября 1941 года в районе Конгс-фьорда Д-3 двухторпедным залпом потопила транспорт противника, а 27 сентября 1941 года в районе
Тана-фьорда атаковала еще
два судна, предположительно потопив одно из них.
11 октября 1941 года в районе Конгс-фьорда Д-3
атаковала транспорт, шедший в охранении эсминца, и потопила его.
В
ноябре - декабре 1941 года экипаж "Д-
лодка первой в Военно-Морском Флоте в годы Великой Отечественной войны была
награждена орденом Красного Знамени.
В феврале 1942 года подводники одержали восьмую победу, потопив вражеский корабль. Ни у одной северной подводной лодки не было
такого счета. Вот почему, когда были учреждены гвардейские наименования для кораблей и частей Военно-Морского Флота, среди первых
гвардейцев была назначена
Краснознаменная "Д-
В
майском походе 1942 года субмарина трижды результативно атаковала фашистские
конвои.
10
июня 1942 года "Д-